Лоббизм – что это?

Фото Лоббизм – что это?

Что такое лоббизм простыми словами

Под лоббизмом понимается особый вид воздействия представителей гражданского общества на органы власти различных уровней, имеющих конечную цель повлиять на принятие решений. Лоббист, как правило, не состоит во властных организациях, способных принимать нужные  ему решения.

Лоббизм – не ограничивается рамками национальных государств – деятельность лоббистов может распространяться и на надгосударственные структуры, такие НАТО, ЕС, ОПЕК и т.д. Способы лоббирования условно делят на легитимные и нелегитимные.

К легитимным методам лоббирования относят различные формы политического активизма, организация специальных экспертиз рассматривающихся законопроектов и пиар-кампаний имеющих целью воздействие на общественное мнение.

Реже, к этой группе относится оказание финансовой помощи представителю государственного аппарата – например, путем с помощью финансирования его на выборах или каких либо его проектов.

К нелегитимным способам лоббирования относят прежде всего подкупы или финансирование, не придаваемое огласке широкой публике.

Лоббизм возник из нескольких объективных обстоятельств – во-первых, любое общество неизбежно расколото на группы интересов, и во-вторых, государственные чиновники нуждаются в качественной экспертизе оперируемой информации и источниках финансирования для удержания власти.

К определению понятия

В русском языке этот термин приобрел несколько значений – узкое академическое,  и широкое “обывательское”. В своем самом широком смысле, оно значит “продавливание” любых интересов через структуры государства.

В этом смысле, может оказаться что лоббистами могут стать и сами политические функционеры, заинтересованные в получении ещё большей власти, финансирования и полномочий. В этом смысле говорят о лоббизме правительства, парламента, президента.

В академическом ключе под лоббизмом понимается лишь способы влияния экономических, социальных и политических организаций, не связанных с действующими институтами власти с целью продвижения или остановки конкретных решений в соответствии с собственными корыстными интересами.

В последнем случае, значение термина приближается к английскому “lobby”, а в первом – к “advocacy”.

Структура лоббирования

Процесс влияния на принятие государственных решений имеет определенные составные части:

  • Объект – институты государства и органов местного самоуправления, их функционеры;
  • Субъект – представитель группы интересов, чаще профессиональный политик выполняющий связующее звено между заинтересованными лицами и властными структурами. В США лоббистом может выступать даже отдел компании, занимающийся узкоспециализированными вопросами;
  • Предмет – то, ради чего лоббисты влияют на госаппарат;
  • Методы – стратегии которые реализовываются в процессе лоббирования в институтах государства.

Лоббизм в разных странах

Законодательство, регулирующее лоббистскую деятельность, сильно отличается в разных странах.

Если в США оно складывалось десятилетиями, и развивалось в сторону расширения круга судебных прецедентов, то, например, в Японии оно строжайше запрещено, и любая деятельность подобного характера рассматривается как коррупционная.

В США

Одним из самых важных документов регламентирующих лоббистскую деятельность в этой стране стал принятый в 1946 г. “Закон о регулировании лоббизма”, ограничивающий деятельность групп интересов на возможность влиять на представителей Конгресса.  Среди самых важных требований к лоббисту на основании нового закона стали:

  • Наличие высшего юридического образования;
  • Не менее восьми лет работы в федеральных органах управления;
  • Подробный письменный доклад, содержащий все о заказчике и том пакете решений и документов, которые он намерен продвигать, сроке полномочий и размере оплаты своей деятельности.

Следующим законопроектом регулирующим деятельность этих структур стал  принятый уже только в конце прошлого века “Закон о раскрытии лоббистской деятельности”. Закон ввел несколько важных терминов – “лоббист” и “лоббистский контакт”.  Под лоббистом стало пониматься лицо, тратящее более ⅕ своего личного времени на продвижение чужих интересов, а лоббистский контакт – это особое письменное обращение, имеющее целью:

  • Направление резолюций в Конгресс с требованиями внесения поправок в действующее законодательство или рассматриваемых законопроектов;
  • Влияние на федеральные программы, связанных с приобретением особых условий на ведение чаще коммерческой деятельности.

Последние на сегодня поправки на ведение лоббистской деятельности в США были приняты в 2007 г. в “Законе о честных выборах и открытом правительстве”, наложившим полный запрет на нее Госсекретарю и Министру Обороны, и ограничения для сенаторов – возможность заниматься лоббизмом не ранее чем через 2 года после истечения срока полномочий.