Франчайзинг – что это такое простыми словами

Картинка Франчайзинг – что это такое простыми словами

Что такое «франчайзинг» простым языком

Франчайзинг – это покупка бизнеса по уже сформированной схеме. В какой-либо точки страны (не обязательно вашей) действует, к примеру, точка общественного питания.

Заключив соглашение с директором этого предприятия, можно выкупить права на открытие филиала по программе франчайзинга.

Владелец филиала будет получать основной доход, а схема бизнеса, оформление торговой точки, устав обучения персонала будут использоваться уже готовые.

Франчайзинг – это удобный метод для старта предпринимательской деятельности, который подойдет новичкам.

Основные термины

Вся терминология, связанная с покупкой бизнеса, перешла к нам из французского языка. Франчайзинг – это процесс передачи бизнеса по рассмотренной выше системе, когда владелец филиала управляется директором головной компании, но при этом получает прибыль.

Также широко используется обозначение франшиза. Так называется предмет соглашения, то есть сам бизнес, будь это магазин по продаже цветов, предприятие общественного питания или бренд одежды.

Человек, который владеет основным бизнесом, называется франчайзором. Лицо, которое выкупает у него право на товарный знак – франчайзи. Дополнительно используются следующие термины:

  • договор или лицензионное соглашение франчайзинга – документ, подтверждающий сделку;
  • ноу-хау – особая технология, которая известна только внутри бизнеса, и передается франчайзи после подписания договора;
  • паушальный взнос – средства, которые необходимо отдать за покупку товарного знака, а также за приобретение базовых ресурсов;
  • роялти – процентное отчисление от получаемой прибыли, обычно 10%.

Пакет документов франчайзи

При заключении соглашения с франчайзором франчайзи получает определенный пакет документов, который позволяет запустить бизнес по общей схеме. В этот список обычно входит:

  • политика управления предприятием;
  • методика обучения сотрудников;
  • ноу-хау;
  • лицензии и другие правовые документы;
  • брендбук, который определяет дизайн помещений, одежды персонала, меню и т.д.

В этот список могут быть добавлены и другие пункты. Например, порой передается ПО.

Преимущества и недостатки покупки франшизы

Покупка франшизы очень удобна начинающим предпринимателям, поскольку при небольших вложениях (по сравнению с открытием собственного бизнеса) позволяет получать стабильную прибыль. Другие плюсы франчайзинга:

  1. Отсутствие расходов на рекламу или их снижение. У бренда уже есть имя, он широко известен публике, и поэтому расходы на старте могут снизиться на 30-40%.
  2. Минимальный риск. Бизнес схема уже изучена, налажены связи с поставщиками, разработаны внутренние регламенты. Все моменты, в которых можно было совершить ошибки, уже пройдены франчайзором, и недостатки бизнеса решены.
  3. Быстрый старт. В открытии филиала зачастую помогает франчайзор, иногда даже сам занимается арендой и руководит ремонтом.
  4. Быстрое получение доходов. Прибыль начинает идти широким потоком уже в первый месяц, ведь клиенты обладают необходимой степенью доверия к бренду.
  5. Широкие возможности консультации и получения новых навыков. Руководитель основного отделения бизнеса поможет решить основные вопросы, обучит владельца филиала.

Но у соглашения есть и ряд недостатков, которые в основном касаются свободы действий предпринимателя:

  1. Постоянные отчисления владельцы бизнеса. Паушальный платеж и роялти могут серьезно снижать прибыль, если, например, изначально установлены высокие проценты.
  2. Большие расходы на старте. В каких-то моментах раскрутка собственного бренда даже экономичнее, потому что не нужно тратить средства на покупку товарного знака. Если речь идет о популярных брендах, то на эту статью расходов может уйти внушительная сумма.
  3. Постоянный контроль и невозможность внести изменения в систему бизнеса. Необходимо выполнять все требования франчайзора, и, даже если в голову придет отличная идея для дальнейшего развития филиала, ее нельзя будет реализовать без разрешения.

В результате, франчайзинг не выгоден свободолюбивым людям, а также предпринимателям, которые уже обладают достаточным опытом для ведения собственного бизнеса.

Пять отечественных франшиз

Следует привести примеры популярных российских франшиз. По результатам сравнения прибыли и количества филиалов были выбраны следующие лидеры:

  1. Инвитро. Бизнес, специализирующийся на сборе медицинских анализов, привлек большое количество франчайзи, причем 60% из них открыли 2 и более филиалов.
  2. Пятерочка. Один из самых выгодных вариантов франшизы, поскольку здесь отсутствует роялти. Это отчисление заменено агентским вознаграждением.
  3. Чемпионика. Собственных предприятий всего 80, в то время как по франшизе куплено более 250.
  4. 33 Пингвина. Сеть, где продаются молочные десерты и выпечка. Привлекла более 1500 точек по франшизе.
  5. Аскона, производитель мягкой мебели. Соотношение собственных и франчайзинговых точек примерно равное: 390 против 280.

В целом, покупка франшизы – выгодное вложение, главное правильно определиться с конкретным бизнесом.