Что такое тренинг и как его проводить?

Миниатюра Что такое тренинг и как его проводить?

Может ли обучение приносить удовольствие? Может, если это тренинг. Тренинг – это ненавязчивое обучение критическому мышлению, креативной работе, эффективному взаимодействию.

Анализировать проблемы и генерировать решения можно активно: групповые вопросы и поиски в приятной компании равных себе под руководством тренера помогают раскрыться, дают информацию и предлагают действовать.

С чего начать: тезисы и секреты

Важно определится со спикером, или тренером. Это специалист в своей области знаний, не обязательно психолог, просто интересный человек. Каждый, кто приходит на тренинг, с собой приносить опыт, вопросы и способы поиска. Составляющие такой формы работы:

  • постановка цели;
  • научный подход в методологии;
  • реальные потребности;
  • ответы «на злобу дня»;
  • ценностные ориентации.

На занятии много практических упражнений. Мало объясняют, много делают. Теория – в схемах, буклетах или в тезисах на бумаге.

Их можно пролистать, обсудить или на основе теории составить коллаж, постер, правила жизни, другой вариант, выбранный группой.

Никто не претендует на истину в последней инстанции. Все решения хороши. Лучшее каждый определяет самостоятельно. Обратная связь – по направлениям:

  • интересно и важно;
  • полезно;
  • не существенно.

Подготовка: теория и практика

Наука допускает тренинги длительностью от 20 минут до 8 часов. Все зависит от возраста и социальной группы участников. Рекомендуется узнать ожидания участников перед началом работы, оправдались ли – как итог. Лучше провести анонимно, если люди не против – можно озвучить, не называя персон.

Структура:

  1. Вводная часть (обратная связь, ожидания, знакомство, формирование правил встречи).
  2. Основная часть (теоретический блок – презентации в интерактивной форме, мозговой штурм, само- и взаимообучение, мини-лекции; практическая часть – работа в группах, проекты, ролевые игры, дебаты дискуссии, инсценизация и другие игровые формы, снятие напряжения; другие вспомогательные формы работы).
  3. Завершающая часть (итоги, обратная связь, релакс и благодарности).

Лучше, когда у тренера есть план, схема или сценарий работы. Это не догма, его нужно адаптировать под условия работы и настроение группы. Что!то сократить, убрать или добавить. Корректировки вносят на ходу.

Советы практика

  • Лучший тренинг – несколько практических заданий, а между ними – возможность поговорить или подвигаться.
  • Чем проще инструкции, тем быстрее результат.
  • Доброжелательность и лояльность к участникам.
  • Акцент на победах и мягкое обращение за помощью.
  • В группы людей объединяют, а не делят!

Задача обсудить, а не найти истину. У каждого своя правда. Главное – верная аргументация.

Организационные моменты

Важно, чтобы люди доверяли друг другу и тренеру. Как расположить к себе:

  • Имя – ключ. Обращайтесь по имени, не смогли запомнить, помогут бейджи, эмблемы с именами, другое решение, свой секрет.
  • Тренер равен другим. Назовите себя Супергероем, если боитесь потерять авторитет.
  • Любимчиков и фаворитов быть не должно. Позиция каждого интересна.

Определится с количеством участников – половина успеха. Каждому участнику придется дать время на самореализацию. Стремительный тренинг малоэффективен, длительный – утомляет.

Упражнения можно комбинировать между собой, менять местами, переносить из одного блока в другой. Объединить можно по любому признаку.

Общность интересов по теме не даст дискуссии в группах. А в клуб любителей пешей ходьбы могут попасть и домохозяйка, и кандидат наук.

Итоги

Прокачать навыки, взглянуть на проблему системно, найти привлекательные формулировки и доступные решения – цели тренинга всегда досягаемы. Главное, не забывать секреты успеха:

  • Легко и доступно можно говорить даже о бухгалтерии. Планирование, отчетность, контроль и результат – скучные вещи сами по себе. А если сосчитать звезды на небе? Или ромашки, как в известном мультфильме? Важно избежать скуки, зажечь в группе, предлагая неожиданные ситуации или невероятные ответы. Без лидерских навыков здесь не обойтись.
  • Тренинг – хорошая технология. Внедрить ее можно как в образовании, так и на успешной фирме, создающей комплектующие для космоса. Иногда нужно разрядить ситуацию, превратить скучную планерку в увлекательное мероприятие. почти квест. Пригодится такая форма и представителям кадровой службы. А если в организации есть штатный психолог, без такой формы работы не обойтись.
  • Решения проблем в ходе несерьезной работы нужно воспринимать серьезно. Иначе процесс не пойдет. Люди учатся быстрее, когда делают сами, ошибаются и добиваются успеха в игровой работе.

По большому счету, тренинг – это обучение лидера, готового принять чужие секреты и поделиться своими для общего блага.