Антигерой – кто это?

Фотография Антигерой – кто это?

Когда появился термин «антигерой»

Провозвестником литературного термина стал Достоевский. В одной из своих книг он упомянул это слово, как литературный эпитет, характеризующий одного из персонажей. Само это понятие «антигерой» как литературное определение появилось позже. Но предпосылки для этого определения имелись в прежние времена.

Эпоха романтизма в Европе дала почву для создания антигероев. Новой поросли творчески мыслящих европейцев надоели пасторальные образы проходящей эпохи классицизма. Жизнь не такая идиллия, как в стихах Петрарка – вот примерный образ их мыслей.

Поэтому стали появляться персонажи, которые вроде не злодеи, но и героями их назвать никак нельзя. Хотя они занимают главную сцену в произведениях.

В России пора антигероев пришла в 19 веке, в пору «лишних людей», прожигателей жизни типа Чичикова или Евгения Онегина.

Как не странно, в России это увлечение новыми персонажами сослужила хорошую службу. Через осмеяние и показывание никчёмности этих людей, пустоцветов – создавалась почва для изменения жизни к лучшему.

По сути, весь 19 век в литературе был прелюдией социальных потрясений 20 века. Без антигероев в литературе 19 века не могли бы быть ни революция 17 года, ни последующие события, изменившие лицо всего мира. Не только России.

Обусловленность появления антигероя

Это когда центральное звено повествования – слабый человек. В произведениях с нелепыми персонажами в центре рассказывается о том, как они тоскуют по идеалу. Но они слабы. Они не герои.

Поэтому отдаются воле рока, плывут по течению. Будь что будет – считают такие персонажи. Они рады бы пойти за счастьем. Но где оно? Не знают.

Поэтому они пьянствуют. Блудят. Потом каются. Смысл жизни у них потерян. Лишние люди. Этот персонаж в русской литературе 19 века появился не на пустом месте. Подобные произведения отражали реальную действительность.

Сколько молодых сынков помещиков проматывали дедово и отцово наследство в Москве, Петербурге и других городах! Тьма-тьмущая. Как писателям можно было уйти от этой темы.

И они сполна воспользовались предоставленной возможностью описать реальную жизнь через перипетии любовных взаимоотношений, симпатий, дружбы и измены.

Но антигерои были людьми: ранимыми и даже добрыми порой. Поэтому, даже к такому человеку есть симпатия. Автор любого талантливого произведения о таких персонажах проводит читателя как бы через срез души антигероя: через его ошибки, заблуждения.

Целомудрие через грехопадение

Он слабый человек, но наделён и хорошими человеческими чертами, как жертвенность и доброта. Этот тип близок обычному массовому читателю. Почему и не умирает тяга к такой литературе.

Проходя через школу нравственного страдания и терзания антигероя Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Александра Сергеевича Пушкина и многих других – читатель начинает понимать – чего не надо делать. Каким не надо быть. Идёт нравственное очищение души читателя.

Омерзительный тип Нехлюдов в романе «Воскресенье» у Толстого, но при всём возмущении поведением молодого повесы, роман читается дальше. И дальше. Почему?

Потому что у него тоже живая душа. Толстой стал родоначальником этого приёма – заглядывать то в одну душу, то в другую.

То описывает, как Катенька Маслова страдает. То о злоключениях Нехлюдова. В результате – персонаж становится ближе. Его читатель не прощает. Нет. Но может уже понять. Он не вызывает ненависти. Потому что в нём есть человечность.

Необходимость антигероя в литературе

В советское время антигерои по-своему тоже проявились. Можно вспомнить роман Фурманова «Чапаев». Мягкий образ антигероя присутствует. В романе «Разгром» то же самое.

В самом начале советской власти появилась целая плеяда писателей, которые создали образы таких персонажей нового времени. Это в книгах Бабеля, Платонова, Зощенко.

Были антигерои и впоследствии. Сейчас этот типаж тоже есть в книгах современных авторов. Такой типаж нужен. Наравне с героями положительными.

Без них жизнь была бы скучной и даже потеряла бы смысл. Сила человеческой души именно в том, что когда она страдает, то растёт.

Образы героев воспитывают, какими надо быть. А образы антигероев – какими быть не надо. На их ошибках, терзаниях, муках и душевных исканиях читатель постигает глубину человеческой души.

Человек начинает понимать, что душа человека – это действительно вселенная. И у неё есть свои законы. Как физические, нравственные законы тоже реагируют.

Поощряют и наказывают. Может быть, сильнее, чем физическая боль. Антигерои в литературе – это благо. Только этим благом надо правильно пользоваться. Антигерой полезен даже в виде монстра, если он человечен. Если в нём теплится сострадание, сопричастность к другим людям.